Можно ли еще верить фото?

Atlantico: Фотография Пола Хансена (Paul Hansen), которая была признана лучшей на престижном конкурсе World Press Photo, дала новый толчок спорам вокруг обработки снимков. Что вы думаете на этот счет?
Ален Менган: Эти споры совершенно необходимы, потому что в противном случае работа фотографа будет искажать саму суть документальной фотографии, то есть - отображение истины. Различные манипуляции с освещением в конечном итоге придают фотографии вид пропагандистского плаката.
Это прискорбно. Особенно когда это происходит с World Press Photo, второй по значимости премией после Пулитцеровской. Нынешняя полемика очень важна, так как становится предостережением для молодых фотографов. Нельзя оставлять без внимания процесс автоматизации: в результате мы теряем восприятие света, который придает снимку почерк и делает его достовернее. Мне кажется, что данная тенденция может отрицательно сказаться на правдивости и правдоподобности фотографии.
С чисто художественной точки зрения Photoshop интересен тем, что позволяет оживить плоды воображения, и это оправдывает работу над изображениями. Мы по-прежнему находимся в состоянии конфликта между эстетическим восхищением и этическим состраданием. Такую проблему поднимает эта фотография. Сегодня полемика обернулась против фотографа. Она наносит чудовищный удар по доверию к фотожурналистике, которая в результате теряет репутацию достоверности.
— Можно ли сказать, что просто улучшение снимка в Photoshop уже является искажением действительности? Где проходит граница между улучшением и искажением?
— Хотя снимок и отображает некие естественные вещи, он сам по себе изначально является определенной формой неправды, которой мы придаем некие несуществующие эстетические качества. Граница проходит там, где информацией манипулируют так, чтобы заострить внимание на некоторых моментах изображения. Таким образом, мы переходим от описания к пропаганде, что является полнейшим неуважением к аудитории.
— Создает ли использование Photoshop этическую проблему в сфере фотожурналистики?
— Разумеется, это поднимает огромную проблему. Несовершенная, но точно отображающая событие фотография будет гораздо лучше идеального снимка, который будет скорее напоминать картину художника: такому полотну место в музее. Нам, конечно, нужна определенная эстетика, драма может быть прекрасной. Но искажений допускать нельзя. Фотографы должны сами думать об осторожности. Photoshop иногда становится инструментом плохих специалистов. Но давайте вернемся к самым основам: жюри принимает решение независимо, и, значит, именно на нем лежит ответственность за выбор победителя.
— Что вы можете сказать о редактуре фотографий в целом, в первую очередь в сфере рекламы и моды? Нужно ли вводить какие-то ограничения и здесь? Или контролировать необходимо только фотографии в прессе?
— Использование Photoshop должно быть ограничено лишь определенным типом снимков. Смешение жанров может привести к потере доверия к фотографии. У каждого жанра есть своя этика. Так, например, как всем нам известно, рекламе свойственно представлять вещи в неестественном свете. Потребителя предупреждают о том, что речь идет о рекламе, и он воспринимает ее как таковую.
Главный вопрос связан с манерой представления. Если мы хотим с помощью Photoshop сделать из документальной фотографии театр, который не отражает реальной действительности, то это уже не фотожурналистика, а художественная фотография.
— Хотя споры ведутся уже давно, никаких перемен в этой сфере пока не видно. Можно ли установить здесь жесткий регламент и, в частности, ввести понятие «отретушированной», то есть измененной фотографии, как это предлагалось для снимков в сфере моды?
— В присуждении каждой премии есть свой регламент, который ложится в основу работы жюри. Если вы подаете заявку на участие, вам необходимо предварительно ознакомиться с регламентом так, чтобы ваша работа не вышла за рамки установленных правил. С учетом нынешнего кризиса в фотожурналистике премии выглядят как никогда привлекательными, и фотографы пытаются любыми средствами сделать так, чтобы их материал выделился на общем фоне. Это совершенно логично, но здесь скрывается и большая опасность. Поэтому жюри нужно особенно внимательно следить за соблюдением правил конкурсов.
Ален Менган, лауреат премии World Press Photo Contest за репортаж о казни предателя в Афганистане во время войны с Советским Союзом в 1981 году.
Оригинал: "Atlantico", Франция. Автор: Ален Менган (Alain Mingam).
Источник перевода: www.inosmi.ru.

 
Рейтинг@Mail.ru