Как покрасили Штирлица

Как покрасили Штирлица

На канале "Россия" зрители увидели легендарный советский сериал Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" в цвете. Над проектом трудилось более 600 человек из России, США, Кореи, Китая и Индии. Несмотря на технические достижения, огромную часть работы по колоризации картины пришлось делать вручную. С той же проблемой столкнулись и художники фильма Леонида Быкова "В бой идут одни "старики".
Причем, если Татьяна Лиознова могла наблюдать за "покраской" своего фильма, то режиссера "В бой идут..." нет в живых. И колористы полагались на опыт консультантов и технический прогресс. "Известия" разбирались в технологических тонкостях колоризации.
Красить черно-белое кино научились в 1987 году. Однако тогда широкого распространения этот процесс не получил - цвета выходили ненатуральными, и многие до сих пор с неудовольствием вспоминают цветную "Касабланку", в которой даже Хамфри Богарт растерял большую часть своей обаяния. Однако с появлением современных технологий стало возможным добиваться любых оттенков пленки: от сепии до контрастных блокбастеров. И у зрителей появился шанс заново открыть для себя привычных героев.
Процесс покраски "Штирлица" происходил так. Сначала старая пленка с фильмом сканировалась (разрешение 2К в логарифмическом формате Cineon на сканере DigiSpirit, 2048х1556 - формат, в котором сканируются современные фильмы). Если перевести "Семнадцать мгновений" на язык цифр, то получается более 800 минут материала и 40 терабайт дискового пространства (в одном терабайте 1024 гигабайта). Зато выходное качество в формате Full High Definition (1920x1080) позволяет рассмотреть каждую пуговицу на форме Штирлица.
Однако не следует думать, что все делает компьютер. При работе над "Семнадцатью мгновениями весны" использовались не только современные технологии, но и ручная работа - картину красили кадр за кадром. Были выбраны ключевые кадры из всех сцен фильма (в общей сложности около 1500). Их вручную раскрасили в России, согласовав каждую деталь с консультантами и Татьяной Лиозновой (под руководством историков-консультантов заново красились форма, медали, ордена, машины - сотни мелочей). Эти кадры взяли за образцы (референсы) и только после этого весь отсканированный материал вместе с "образцовыми кадрами" передали исполнителям.
Заодно проводили реставрацию - нужно было удалить царапины, волоски, подавить шумы, стабилизировать изображение, по краям убрать мерцание пленки. Фильм реставрировали частично на специальном программно-аппаратном комплексе. А остальное вручную - дорисовывали кадры, убирали помехи (это "умеют" делать программы плоскостного трекинга Mokey и Monet).
Руководители проекта обратились к различным компаниям в разных странах: "красили" в Южной Корее и США, специализирующихся на выполнении подобной работы для крупных студий всего мира (тут использовались программы Shake и Scratch). Кеинг (выделение однородных участков по уровню освещенности) и ротоскопинг (покадровая обработка изображения) производились в Индии и Китае - там это умеют делать лучше всего. Но и тут не следует думать, что все сделал компьютер, - он выполнял только черновую работу. "Доводить" изображение приходилось вручную.
Некоторые фрагменты оригинального фильма (личные дела героев, нарезки из старых фотографий, начальные и конечные титры) пришлось заново переработать на современном уровне. Титры тоже написали новые - старые, низкого качества пришлось убрать.
А в результате - получился Штирлиц, который, как предполагает руководитель проекта Александр Любимов, будет интересен теперешним 20-летним.
"Раскраской" "В бой идут одни "старики" занималась американская компания Legend Films, которая колоризовала более 400 фильмов. "В России нет технологии и нет опыта. Поэтому мы делали все в США и в Индии. В Индии делалась трудоемкая часть, там дешевле. В США делалась высокотехнологичная часть. В Индии работали 150 человек, в Голливуде - 8 художников. Отдельная компания занималась звуком, были привлечены около 20 консультантов", - рассказал режиссер колоризации Игорь Лопатенок.
Причем, как и со "Штирлицем", в случае с картиной Быкова речь шла не только о колоризации, но и о реставрации: пленка была подвергнута сначала механическому восстановлению, потом отсканирована (в разрешении 2К). Параллельно шла исследовательская работа: собирались исторические цвета, информация о картине в музее на студии Довженко, колористы даже проехались по некоторым местам действия фильма, чтобы своими глазами увидеть цветовую гамму. Всю информацию потом передали художникам Legend Films.
Колоризация проводилась так: сначала изображение оцифровали, причем для каждого кадра формируется цветовая маска, в которой цвета могут распределяться, например, по направлению движения объекта или уровню серого. Маска каждого кадра может служить основой для маски следующего кадра. В последующем черно-белая основа сливается с информацией о цвете, на выходе получается колоризованный фильм. При использовании такой техники получаются приглушенные тона.
В технологии компании Legend Films задействованы механизмы распознавания форм и воссоздания фона, которые могут перемещать и изменять форму масок от кадра к кадру. Задний план окрашивается отдельно, с учетом передвижения кинокамеры. После выделения и колоризации фона начинается более привычный процесс наложения цветных масок.
Художники-колористы во время работы над "раскрашиванием фильма" больше всего боялись "свалиться в Голливуд" и выбрали деликатные цвета советской пленки 1970-х годов. Но главная проблема возникла даже не с яркостью красок, а с тем, что делать с имеющейся палитрой. Ошибиться в цветах было невозможно - во время работы над колоризацией была использована программа, которая "умеет" распознавать изначальные цвета даже на черно-белой пленке. И вот тут художники столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, присутствие в кадре обилия зеленого цвета: зелень деревьев, поля, военная форма. В некоторых кадрах доходило до 27 оттенков зеленого. Во-вторых, детали, которые не видны в ч/б. Предварительно установили цвет погон - голубой. Такие погоны во время войны были на повседневной летной форме. Но потом оказалось, что создатели фильма прикрепляли погоны с полевой формы, а цвет у них другой. В результате колористы переделали 60% уже готовой работы. В картине "В бой идут одни "старики" очень много бутафорского, что пришлось учитывать художникам: например, пять разных истребителей изображают Як-18, а вместо немецкого мессершмитта в фильме чешский истребитель.
Кроме того, Леонид Быков использовал военную хронику 40-х годов, которую тоже подвергли тщательной реставрации и "покраске". А знаменитая песня про "Смуглянку", как и весь звук в картине, стала Dolby Digital 5.1.
Источник: www.izvestia.ru.

 
Рейтинг@Mail.ru