Adobe Premiere Pro - это обновленная версия популярного программного пакет для проведения нелинейного монтажа. Она стала более профессиональной и мощной, имеет усовершенствованный интерфейс и новые функциональные возможности. Пока предложена только версия под Windows, которая была разработана с учетом реализации технологии Hyper Threading, встроенной в новейшие чипсеты от Intel и использования процессора для проведения рендеринга.
Открыв Premiere Pro (фактически Premiere 7.0) сразу же обращаешь внимание на ее радикальные отличия от предыдущей версии 6.5. Кнопки выглядят более изысканно и похожи на те, что в Avid DS. Предусмотрено множество способов подстраивания интерфейса под требования пользователя, например, можно изменять яркость внутри окошек, щелкнув по Edit/Preferences/General. Для перемещения между заранее заданными схемами расположения окон в Premiere Pro предусмотрен новый элемент меню, который позволяет выбирать конфигурации для таких функций, как монтаж аудио, цветокоррекция, композитинг, видеомонтаж, и сохранять любимые компоновки.
Еще один положительный момент, на который сразу обращаешь внимание, - возможность работать с несколькими тайм-линиями, в Premiere Pro это названо "последовательностями" (sequences), и применять эффект сразу ко всей последовательности. Больше не надо возиться со старыми виртуальными клипами (Virtual Clips), предлагаемыми в прошлых версиях Premiere. Предусмотрена также возможность перетаскивания мышкой всей последовательности на другую последовательность, эта рутинная функция может оказаться востребованной, если имеется несколько стандартных фрагментов, которые приходится использовать каждую неделю.
Программа снабжена и другими новыми опциями, которые обязательно понравятся пользователям. Например, после перетаскивания клипа в серую зону на тайм-линии автоматически создается новый трек. Еще одна необычная функция - возможность группировать любые фрагменты в единый клип. Мне также понравилась возможность уменьшать или увеличивать высоту выбранного трека, не затрагивая остальные.
Но Premiere Pro отличается не только усовершенствованными возможностями, изменения коснулись всех элементов программы. Теперь вся работа протекает в родном для видео цветовом пространстве YUV, а не в RGB, что очень важно для правильного отображения цвета.
Все мы авторизовались, теперь можно качать по прямым ссылкам.
Еще одна давно ожидаемая функция, которая наконец-то реализована в Premiere - возможность указать, что нужно захватывать каждый кадр на пленке DV или начать захват кадров с определенного места на пленке. После чего все захваченные кадры попадают в "корзину" и готовы к монтажу. Даже странно, что в Premiere эта функция появилась только сейчас, ведь во многих даже в более слабых программах она присутствовала давно.
Тайм-линия новой версии Premiere Pro теперь может работать с многочисленными последовательностями и позволяет пользователю подстраивать высоту каждого трека индивидуально.
Мне также понравилось, что маневрировать на тайм-линии стало очень просто. В процессе работы очень часто приходится увеличивать или уменьшать масштаб представления тайм-линии. Старый способ нажатия на кнопки "плюс" и "минус" тоже работает, но сейчас нажатие "+" означает изменение масштаба тайм-линии, "-" - возврат к прежнему масштабу, а кнопка "\" позволяет увидеть всю тайм-линию целиком. И все эти операции можно выполнять в процессе воспроизведения видео! Но, увы, но если переместить клип, воспроизведение остановится. В Premiere появилась еще одна функция, которую я впервые увидел в Vegas - возможность проводить изменение масштаба представления с помощью колесика мышки. Приятная мелочь, к которой быстро привыкаешь, а вот, если она не доступна, сразу чувствуешь, что ее не хватает. Нужно отметить, что в программе предусмотрено такое количество простых и быстрых способов для изменения масштаба, что каждый пользователь обязательно найдет тот, который для него удобен. Например, предусмотрен переключатель, подобный тому, что есть в Photoshop, с помощью которого можно перемещаться по всей тайм-линии. Чтобы плавно расширить или сузить поле просмотра, можно передвинуть края нового Viewing Area Bar. Новые удобные средства для управления масштабом появились и в окне Navigator.
Много нового в Premiere Pro прелагается и для проведения монтажа. Перетащите клип из окна Project в окно Monitor и увидите маленький символ редактирования, который появляется по умолчанию, - клип будет добавлен в любое место, где остановлен индикатор Current Time, поверх всего, что окажется на треке. А вот если нажать и удерживать кнопку Ctrl/Control, то клип будет вставлен в то место, где находится индикатор времени, другие кадры сдвинутся вправо. Функциональная особенность кнопки Ctrl/Control проявляется и в других функциях, например, при монтаже с использованием функции Ripple. Если удерживать кнопку Control при перетаскивании клипа, который уже находится на тайм-линии, курсор превращается в большую стрелку, и вы будете видеть не контур клипа, а весь клип. Команда Ctrl/Control+D вставляет любой выбранный по умолчанию переход, что очень удобно. Кнопка Alt также не осталась без внимания, ее новые функции значительно упрощают процесс проведения монтажа. Щелкнув по клипу и удерживая кнопку Alt, можно выбирать видео или аудио трек, а затем очень быстро сделать видео- или аудио вставку. Причем, теперь монтаж звука можно выполнять на тайм-линии в формате Dolby Digital 5.1. Единственным способом нарушить синхронизацию аудио и видео в новой версии Premiere стало нажатие кнопки Alt. После этого, совсем в стиле Avid Media Composer, будет показано, какое количество кадров оказалось вне синхронизации. Так что присутствие "Pro" в названии продукта вполне оправдано, он позволяет не только профессионально выполнить аудиомонтаж, но и очистить фонограммы от раздражающих щелчков и хлопков. Пользователь может задать способ прослушивания звука, обеспечивающий идеальную синхронизацию с видео: с помощью DV камеры или через компьютерные колонки.
Окно Trim Window в Premiere Pro было существенно переработано.
Когда я видел последнюю бета-версию этой программы на расширенном предварительном показе, проходившем в июле в Нью-Йорке, окно Trim Window еще не было окончательно закончено. Наблюдались проблемы с устойчивостью при цикличном воспроизведении. Сейчас они успешно решены. Ползунки с каждой стороны окна превращают работу просто в игру. Я думаю, что сегодня это лучшее окно для окончательного тримминга (доводки) в среде профессиональных программ, правда, один недостаток в нем все-таки сеть, о нем чуть позже. Находясь в Trim Window и нажав кнопку Page Up или Page down, можно перемещаться по тайм-линии от одной правки к другой. А с помощью трех колесиков координатных манипуляторов, расположенных внизу, задавать точки In и Out. Если вы предпочитаете использовать мышь, то можно работать по старому, но эти колесики координатных манипуляторов мне показались очень удобными. Но, теперь о недостатке. В Premiere Pro нельзя вносить текущую правку и проводить подстройку в процессе цикличного воспроизведения. Если зациклить клипы и попытаться внести изменения, то воспроизведение остановится. Может быть, Adobe удастся реализовать эту функцию в следующей версии. Она бы существенно дополнила окно Trim Window, которое, с моей точки зрения, является одним из самых значимых в любой системе нелинейного монтажа.
В новой версии Premiere разработчикам удалось устранить избыточные кликания по кнопкам. Если ранее требовалось сделать пять или шесть кликов, для того, чтобы заработала та или иная функция, то сейчас этого же можно добиться одним или двумя щелчками. Эти улучшения создают впечатление, что у вас появилась еще одна рука. Мне особенно понравилось способ, делающий клип "прозрачным", когда его помещают на тайм-линию. Это позволяет увидеть, что находилось там, куда вы вставили клип. Создавать переходы тоже стало проще. Теперь нет тайм-линий типа А и В с треком переходов между ними, как в предыдущих версиях Premiere. На ознакомление с новым способом выполнения этой задачи я затратил более пяти минут, но он мне очень понравился. Новый метод заключается в том, что переход захватывается из папки переходов и помещается на тайм-линию между двумя клипами. В процессе перенесения перехода его иконка изменяется, что помогает правильный поместить его: ближе к одному из клипов или точно между ними. Затем, вы просто "сбрасываете" переход на тайм-линию в нужное место. Если после этого потребуются дополнительные средства управления, то двойной щелчок по переходу откроет новое окно, которое выглядит так же, как в Adobe After Effects. Если курсор медленно провести по какому-либо значению, он превратится в стрелку, с помощью которой можно увеличить или уменьшать выбранное значение.
Еще одним сюрпризом для пользователей Premiere будет способ, с помощью которого можно добавлять переходы на треки Video 2, Video 3 и т.д. Раньше приходилось тратить бездну времени на выравнивание прозрачности с помощью "резиновой ленты". Явно переработанный в стиле After Effects графический движок позволяет манипулировать эффектами в окне Monitor с помощью мышки, и любой из необходимых параметров ключевых кадров можно настроить непосредственно на тайм-линии. Но, если вы привыкли возиться с "резиновыми лентами" то, можете продолжать делать это и дальше.
Очень хорошо в новой версии работает и предварительный просмотр, позволяя в реальном времени отслеживать все действия на внешнем мониторе в формате NTSC. В Premiere Pro реализованы все преимущества процессоров Intel с технологией Hyper-threading. Как и для других софтверных продуктов, работающих в режиме реального времени, это сулит большие преимущества в будущем, когда скорость работы процессоров будет увеличиваться. В Premiere можно без проблем предварительно просмотреть два слоя и слой кеинга. Существенно быстрее протекает и процесс рендеринга. О том, что для получения конечного продукта необходим рендеринг, сигнализирует появление красной полосы, чтобы запустить его достаточно нажать на кнопку Enter. Процесс проходит очень быстро даже на машинах, мощность которых значительно ниже, чем у рабочей станции с процессором в 2,5 ГГц, использованной мной для тестирования.
Мне также импонирует то, что Premiere Pro стала корректна в отношении конкурентов. Она может экспортировать данные в формат AAF (Advanced Authoring Format), в котором другие программные продукты, предназначенные для проведения монтажа, а их количество с каждым днем растет, смогут распознать данные о проекте и тайм-линию. Я уже видел рекламные ролики о работе AAF с Final Cut Pro, Avid Media Composer и Quantel eQ. Этот формат напоминает универсальный переводчик для видеомонтажных данных.
Еще одна область, которая заметно усовершенствована в Premiere Pro - это цветокоррекция. Предусмотрен способ проведения ее по трем точкам (он сегодня в моде), а также более сложный, когда подстраивается тональный диапазон и задается, могут ли тонкие настройки затронуть тени, промежуточные тона и яркость. Из всех знакомых мне программ в Premiere Pro возможности для цветокоррекции реализованы наиболее полно, она позволяет настроить практически любой параметр цвета. Опытный колорист с помощью нового усовершенствованного блока способен творить чудеса. Но он достаточно сложен, и в руках неопытного пользователя может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому в программу встроены и простые инструменты для выполнения этой операции. Важно, что в новой версии присутствуют все эти возможности.
После завершения монтажа и рендеринга можно выбрать команду Export to DVD: Premiere скомпрессирует контент, собранный на тайм-линии, и запишет готовый продукт на DVD, дополнив его маркерами, которые были проставлены на тайм-линии. Программа не в состоянии выполнит сложный авторинг, но, если вы хотите записать смонтированную работу на DVD так, чтобы воспроизведение диска начиналось сразу же, после того как он будет вставлен в привод, она это сделает. Данная функция очень пригодится профессионалам для создания копии, которую нужно направить заказчику, а также любителям домашнего видео, которые стремятся по скорей увидеть свой фильм на экране домашнего DVD-плеера.
Подводя итог, хочется отметить, что Premiere Pro намного превосходит предыдущую версию продукта 6.5, хотя мне тоже нравилась. В новой версии появилась несокрушимая стабильность, значительно расширены функциональные возможности, которые необходимы профессионалам, и сделано много улучшений, в результате которых работать стало намного удобнее. И давайте не будем забывать об оборудовании, которое поддерживает Premiere Pro, ведь от него также зависит, получим ли мы удовольствие от работы. Canopus и Matrox уже подготовили свои аппаратные драйверы, которые будут поддерживать Premiere Pro, а значит возможности для работы в режиме реального времени существенно расширяться, в том числе благодаря функции Print to DV в реальном времени с аппаратными акселераторами Matrox RT.X100 и Canopus DV Storm 2. Даже если не говорить о взаимодействии с аппаратной частью, стоит отметить, что вся программа действительно была полностью обновлена, чтобы реализовать преимущества современных технологических решений. Правда, не очень хорошо, что Adobe отказалась готовить версию Premiere Pro под Mac, но их тоже можно понять, ведь большинство пользователей Mac в любом случае выбирают Final Cut Pro. Но с выходом этой версии тем, кто собирался перейти на Final Cut Pro, Pinnacle Edition или Vegas, придется задуматься. Premiere Pro - достойная альтернатива, умеющая делать многое из того, чего не могут делать другие программы. Но справедливости ради нужно отметить, что в некоторых программах все же есть возможности, которых нет в Premiere Pro. И все-таки Premiere Pro - замечательное достижение корпорации Adobe, которому можно дать самую высокую оценку.
Adobe Premiere Pro 1.0 (Adobe Premiere 7.0) - дата релиза: 21 августа 2003 года. Работала на платформе: Microsoft Windows.
Ключевые особенности версии: полностью переписан исходный код программы, множественные и вложенные временные шкалы, инструменты цветовой коррекции, аудиоредактура на уровне семплов, аудиоэффекты для отдельных треков, поддержка 5.1 звука, аппаратная поддержка аудио фильтров VST и ASIO, экспорт AAF, настраиваемые горячие клавиши. Представлен Adobe Media Encoder.
Программа нелинейного монтажа Adobe Premiere 6.5 была самым массовым продуктом на профессиональном рынке. Компания Adobe долго тянула с ее обновлением, и в итоге появился принципиально новый продукт, на новом движке: Adobe Premiere Pro. Не все пользователи Adobe Premiere 6.5 сочли такое обновление программы удачным, т.к. был радикально изменен дизайн программы, что было воспринято отрицательно многими консервативными пользователями, программа перешла только на однодорожечный способ наложения переходов, и плюс Premiere Pro оказался достаточно «сырым», например некорректная работа модуля захвата видео. Он не мог работать в фоновом режиме, а также осуществлял подмотку видеокассеты в видеокамере при поиске сцены, что значительно снижало ресурс ее лентопротяжного тракта. И еще один существенный момент корректная работа гарантировалась только на процессорах, которые поддерживали набор инструкций SSE2, таким образом, за бортом оказалась большая доля пользователей процессоров AMD AthlonXP, довольно популярного процессора на тот момент времени.